Содержание

Как починить батарею отопления?

Ремонт батареи отопления

Слабая теплоотдача от радиаторов в отопительный сезон может происходить по разным причинам. Наиболее популярной из них является разгерметизации или снижение проходной способности в полостях. Избавляться от таких элементов системы не всегда удастся, поэтому можно провести самостоятельный ремонт батареи отопления. С его помощью во многих случаях удается восстановить работоспособность вышедшего из строя узла.

Разновидности отопителей

В современных жилых помещениях встречаются несколько типов радиаторов, которые эффективно справляются со своей задачей. Основное отличие между ними заключается в используемом материале. Принято использовать такие типы:

  • Чугунные. Доступные по цене, но имеют большую массу. Применяются чаще в многоквартирных домах.

  • Алюминиевые. Востребованы в системах небольшим давлением. Плохо переносят перепады давления и гидроудары.

  • Биметаллические. Имеют длительный срок службы. Стоят достаточно дорого.

  • Стальные. Обладают хорошей теплопроводностью, но подвержены скорым коррозионным процессам, снижающим срок эксплуатации.

В большинстве случаев ремонт радиаторов отопления оказывается эффективным с чугунными секциями.

Критерии неисправностей

Владельцы жилья обычно начинают волноваться, когда течет батарея отопления, а не при появлении первых проблемных симптомов. Чтобы снизить вероятность выхода из строя радиаторов, стоит обращать внимание на поведение системы в целом и отдельных ее участков:

  • ремонт чугунных батарей или из другого материала может понадобиться при неверно подобранных диаметрах труб, при ошибочно установленном давлении или несоответствующем выборе температуры теплоносителя;
  • при большом количестве нежелательных примесей в составе теплоносителя происходит физико-химическое разрушение материала изнутри радиатора;
  • батареи отопления потребуют ремонт, когда сформируется налет на стыках между секциями радиаторов, засоряющий проход теплоносителя по системе;
  • повреждение резьбовых ниппелей приводит к ремонту батарей отопления;
  • когда шумит радиатор отопления в квартире, это не всегда говорит о его неисправности, но можно вызвать ремонтную бригаду для проверки этого процесса;
  • шумят батареи отопления, в том числе и от сформировавшихся воздушных пробок, которые возникают из-за протечки труб.

Место протечки в чугунном радиаторе

Оставлять без внимания проблемные радиаторы нельзя, так как это может привести к образованию материального или физического ущерба, ведь температура теплоносителя внутри системы очень высокая.

Устранение разгерметизации

Появление протекающих участков обычно наблюдается во время пиковых нагрузок на систему отопления. Если потекла батарея отопления, что делать подскажем дальше. Заметить течь легко по выступающим капелькам на горячем участке или по небольшому влажному участку под одной из секций.

Самостоятельный ремонт чугунной батареи будет эффективным в частном доме или в квартире с индивидуальным отоплением. В многоквартирных домах рекомендуется подключать к процессу специалистов из управляющей компании, так как в системе более высокое давление и не всегда есть возможность самостоятельно отключаться от центрального отопления.

Лучшим выходом станет замена старого радиатора на новый

Перед работой необходимо снизить давление и температуру в трубах, так как устранить течь в горячей чугунной батарее отопления бывает проблематично. Применяют несколько методик ремонта:

  • Если на стыке течет батарея отопления, и не знаешь, что делать, то достаточно взять медицинский бинт и эпоксидный клей. Смоченным в клее бинтом обматываем протекающий шов. Высохшая поверхность хорошо держит краску, поэтому после окрашивания не выделяется по цвету.
  • Что делать, если потекла батарея? Нужно посетить строительный магазин и купить там специальные хомуты. Они представляют собой каркас из металла, имеющий резиновые прокладки. Между собой части стягиваются парой болтов.
  • Когда капает батарея отопления, что делать неизвестно, а времени на поиски эпоксидного клея или хомутов нет, то подойдет любой лоскут резины или силикона (кусок велокамеры или медицинского жгута). Желательно выбирать термостойкий (можно проверить, прижав на некоторое время к нагретому участку радиатора) и достаточно прочный материал. Кладем на нужную область и максимально прочно фиксируем подручными материалами (кусок проволоки, ненужный кабель или шнурок).
  • Используется также холодная сварка для чугунных батарей (похожа на детский пластилин). Этот материал желательно покупать заранее, если в доме есть чугунные радиаторы. И если батарея уже потекла, то будете знать, что делать дальше. Частичку от «пластилина» отламываем и разминаем в руках до пластичного состояния. Далее наносим на нужный участок и ожидаем застывания. Холодная сварка для труб отопления является временным решением, и очень опасным, так как в любой момент под давлением она может отвалиться, и тогда будут затоплены соседи.

Отверстие, образовавшееся в результате коррозии или механического повреждения, лучше заварить, чем использовать холодную сварку. Для чугуна используются отдельные электроды, а для удобства ремонта можно снять секцию, предварительно перекрыв стояк с водой.

Реставрированные обогреватели

Работы по реставрации необходимо проводить после полного сезонного выключения отопления. Если секции встроены в нишу и не предполагается их демонтировать, то они обязаны находиться на достаточном расстоянии от стены. С демонтированными элементами реставрация чугунных батарей проводится обычно в горизонтальном их положении. Второй метод предпочтительнее. Из полостей удаляют остатки теплоносителя и избавляются от заглушек или футорок.

При раскручивании радиаторов стоит учитывать, что заглушки имеют нарезанную левую резьбу, а футорки – правую.

Совмещаем рабочую головку ключа с ниппелем в секции. Под ключ устанавливаем упор, чтобы не согнуть его. Далее начинаем разбирать секции. Если заржавевшая резьба не поддается, то данное место необходимо прогреть горелкой или автогеном, прокручивая огонь вокруг резьбы. Заменив проблемную секцию, возвращаем радиатор на свое место.

Желательно не допускать возникновения очагов коррозии на внешней стороне радиаторов. Для этого их рекомендуется регулярно красить. Предварительно поверхность зачищают щеткой по металлу или наждачной бумагой.

Отдельно несколько слов нужно сказать о краске для радиаторов. Выбирать следует специальное нетоксичное покрытие, рассчитанное на перепад температур, с защитой от коррозии и растрескивания, чтобы при нагревании не выделялись отравляющие вещества.

Экран для радиаторов

Все чаще в квартирах и домах можно встретить нетрадиционное оформление радиаторов. Чаще всего речь идет о защитных экранах – эстетично оформленная панель, которой закрывают радиатор, но при этом она не препятствует конвекции. Гораздо реже батареи окрашивают в различные цвета. И хотя это встречается пока еще редко в наших квартирах, это всегда выглядит очень оригинально и свежо.

ВИДЕО: Как отремонтировать радиатор, не спуская воду со стояка

Ремонт чугунной батареи: способы устранения течи, восстановление чугунного радиатора холодной сваркой

Срок эксплуатации чугунных радиаторов отопления настолько длительный, что жильцы воспринимают их работу, как должное, поэтому в случае появления течи или свища в стенке устройства, не знают, что им делать. Особенно неприятно, если поломка произошла в разгар холодов, но и в межсезонье нельзя оставлять отопительные элементы без внимания. Как правило, профилактические работы, проводимые работниками теплосети, могут выявить наличие загрязнений или протечек в устройстве.

На этот случай есть простые способы, как устранить течь в чугунной батарее отопления.

Устройство чугунных радиаторов

Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.

При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:

  1. Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
  2. Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.

Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:

  • заглушками;
  • запорными устройствами;
  • пробками;
  • хвостовиком и терморегулятором;
  • контргайками;
  • ниппелями и прокладками.

Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.

Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.

Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.

Читать еще:  Как правильно утеплить пол в деревянном доме?

Самые распространенные неполадки и их признаки

Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:

  • Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
  • Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
  • Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
  • Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.

Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.

Первые признаки неполадок

Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:

  • Ощущение прохлады в комнате. В этом случае стоит опросить соседей, насколько у них тепло в квартире. Если все в порядке, то можно начинать искать проблемы у себя. Причиной может стать элементарное загрязнение каналов, перекос устройства или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – закрепить или поменять кронштейны и проверить правильность установки строительным уровнем, а в третьем – оказать «больному» радиатору помощь.
  • Если на батарее появился непонятный налет, видимый невооруженным взглядом, то причина этого – изношенные прокладки. Придется отключать систему, демонтировать батареи и ставить новые, например, из паронита.
  • Протечка заметна сразу. Если она небольшая, то можно обойтись хомутом или холодной сваркой, в противном случае придется полностью менять устройство.

Следует помнить, что даже маленькие дефекты могут перерасти в большую проблему, если их вовремя не устранить. Не стоит надеяться на временные хомуты и заплаты. Только специалисты теплосети могут определить надежность и герметичность отопительного контура и его элементов.

Ликвидация свища

Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение. Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска. На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:

  • С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
  • Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
  • Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.

Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.

В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.

Способы ремонта чугунных радиаторов

Существует несколько методов, которые позволяют батареям продержаться не только до конца отопительного сезона, но и пару лет. К ним относятся:

  • Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
  • В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
  • Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.

Зная, как заварить чугунную батарею при помощи сварочного аппарата с инверторной схемой, можно спасти устройство на достаточно долгое время от протечек.

Последовательность работ

В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:

  • Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
  • Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
  • Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
  • Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
  • В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
  • На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
  • Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.

Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.

Заключение

Ремонт чугунных батарей можно произвести самостоятельно при наличии инструментов и необходимых материалов, но только в случае мелких дефектов. Холодная сварка – самый простой и быстрый способ вернуть отопительный прибор «в строй», но даже он не дает гарантии, что в дальнейшем все будет в порядке.

Чтобы убедиться, что отопительный контур и все его элементы прослужат долго и не будут угрозой для жизни людей, нужно либо полностью заменить отремонтированную конструкцию после окончания холодного сезона, либо пригласить специалистов, чтобы они проверили ее надежность.

Ремонт батарей отопления своими руками по правилам

Среди основных элементов отопительных конструкций значатся радиаторы, которые, нагреваясь, обогревают помещения. Приборы, произведенные из чугуна, которые предназначены для теплоснабжения квартир и домов, могут прослужить несколько десятков лет. Но нет ничего вечного, это касается, в том числе и данного материала для изготовления радиаторов. По истечению определенного срока эксплуатации наступает время, когда требуется выполнить ремонт батарей отопления своими руками. Причиной может стать протечка, ухудшение качества теплоотдачи, облупившаяся краска и т.д.

Читать еще:  Как поклеить обои на неровные стены?

Ремонт заключается не только в покраске батарей отопления. Нередко требуется заменить часть батареи, которую невозможно реставрировать, добавить или убрать одну или несколько секций, поменять трубу подачи или обратки и прочее. Если не произвести комплексный ремонт батареи отопления, то восстановить эффективный обогрев в помещении вряд ли удастся (прочитайте также: «Замена батарей отопления своими руками — сделаем всё сами»).
При наличии навыков строительных работ можно обойтись собственными силами. Правда, для проведения ремонтных работ иногда требуется сварочный аппарат.

Устранение течи батареи отопления

В многоэтажном доме вариант устранения щели зависит от ее места расположения. На горячих секциях устранять протечку достаточно проблематично, но возможно (прочитайте: «Устранение течи в системе отопления, герметизация соединений»).

Существует несколько способов, как можно произвести ремонт отопительных батарей:

  1. В случае, когда чугунный отопительный прибор протекает на стыках, берут медицинский бинт, смачивают в эпоксидном клее и плотно наматывают в месте, которое подтекает. Когда клейкая лента высыхает, она становится очень прочной и ее можно выкрасить в цвет радиатора. Отремонтированный таким образом участок продержится пару лет (прочитайте также: «Правильная покраска труб отопления, как именно и какой краской лучше красить»).
  2. Устраняют протечки в батарее на стыке при помощи специально изготовленных для этих целей хомутов, которые продаются в строительных магазинах. Это изделие (см.фото) представляет собой металлическое кольцо, имеющее прорезиненные пластины, которые между собой стягивают двумя болтами. Хомут прикладывают на место течи и потом затягивают болты (прочитайте также: «Как устранить течь трубы отопления, если она протекает»). В продаже имеется продукция с разными размерами и диаметрами, подходящая для разных приборов.
  3. При невозможности реализации первых двух способов, место течи можно прикрыть небольшим кусочком плотной резины, вырезанным из медицинского жгута или велосипедной камеры. Но подобный хомут является временной мерой и в дальнейшем требуется переделка.
  4. Небольшое отверстие в батарее можно устранить, если использовать холодную сварку. Она представляет собой химическое соединение, имеющее вид небольших пластинок и напоминающее по консистенции детский пластилин. Кусочек сварки разминают в руках, пока не образуется однородная масса. После этого его приклеивают к поврежденному месту на приборе. Чугунные отверстия прекрасно заклеят герметики (полимерный или порошковый), способные выдерживать большие температуры и не испаряться.

Каждый хозяин квартиры, чтобы не затопить ниже живущих соседей, должен иметь под рукой:

  • хомуты соответствующего размера;
  • бинт медицинский;
  • эпоксидный клей;
  • резиновые жгуты;
  • клей-герметик;
  • холодную сварку для батарей.

После временного устранения проблемы все равно требуется капитальная реставрация чугунного прибора.

Ремонт батареи отопления своими руками на видео:

Реставрация старых радиаторов из чугуна

До того, как отремонтировать батарею отопления, следует приготовить инструменты и материалы:

  • разводной сантехнический ключ № 2, 3;
  • ключ для радиаторов под ниппель 5/4 (когда батарея старая), под ниппель 1 (если радиатор современный);
  • мел;
  • стальная труба длиной 50-70 сантиметров, помогающая проворачивать ключ.

Реставрация изделий из чугуна начинается с демонтажа приборов и слива остатков теплоносителя из полостей. Секции помещают на горизонтальную поверхность. Потом снимают крайнюю заглушку или футорки. Следует не забывать, что у заглушек резьба всегда левая, а у обычных футорок – правая.

До начала работ по ключу при помощи мела выполняют круговую отметку. Для этого следует совместить рабочую часть ключа и ниппель, который нужно открутить и нанести пометку на торце секции. Необходимо подложить упор под ключ, под его свободный край, и таким образом удастся избежать прогибов. После окончания подготовки батареи к разборке начинают откручивать секции, сдвигая резьбу с места.
Параллельные ниппели поочередно прокручивают на ширину 5-7 миллиметров между соседними секциями. Ремонт батареи отопления своими руками или ее реставрацию лучше выполнять с напарником, чтобы радиатор был зафиксирован в нужном положении.
Таким способом меняют секции не только в чугунных изделиях, но и в алюминиевых и биметаллических приборах.

Нередко старые радиаторы из чугуна с трудом поддаются механическим воздействиям, поскольку секции проржавели. В таком случае места соединения в месте расположения ниппеля прогревают автогеном вдоль параллельных стыков круговыми движениями. После завершения нагрева откручивают футорки. Когда замена секций радиатора завершена, его помещают на прежнее место (прочитайте также: «Замена радиаторов отопления своими руками — делаем правильно»).

Покраска и ремонт батарей отопления

Когда чугунные изделия не протекают и эффективно обогревают помещение, но краска на приборах облупилась, то потребуется их перекрасить, поскольку такие конструкции из чугуна подвергаются коррозии, результатом чего будут течи.

Чтобы покрасить батарею из чугуна потребуются:

  • строительный фен (или растворитель);
  • щетка, наждачная бумага;
  • антикоррозийное покрытие;
  • грунт по металлу;
  • краска;
  • кисти и прочее.

Старое лакокрасочное покрытие необходимо удалить, используя железную щетку и химические соединения, предназначенные для снятия краски. Когда батарея уже демонтирована, можно использовать строительный фен – он вздует слой краски и тот легко снимется. Затем поверхность зачищают наждачной бумагой. Дальше ремонт радиаторов отопления своими руками предполагает обработку чугуна преобразователем ржавчины, а потом обезжиривание растворителем. Потом поверхность грунтуют составом для металлов.

Для нанесения краски используют кисти. Батарею следует прокрасить полностью, для чего подойдут валики, губки, распылители (детальнее: «Чем и какой краской покрасить батареи отопления»). Начинают покраску радиаторов отопления с внутренних поверхностей, а затем приводят в порядок наружную часть.

Как справиться с поломкой в считанные минуты? Ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками

Алюминиевые радиаторы широко используются в системах отопления, имеют приемлемую стоимость, простоты в установке и обладают хорошей теплоотдачей.

Стильный вид и возможность монтажа радиаторов даже под подоконниками с небольшой высотой сделали их одним из лучших вариантов для большинства домов и квартир.

Но, как и любые другие предметы, радиаторы могут ломаться. Некоторые причины поломок легко устранить в домашних условиях без привлечения сторонних специалистов.

Батарея потекла и не греет: почему возникает подобная поломка

Распознать неисправность обогревательной системы несложно — появится течь, в местах соединений образуется налет, в сезон отопления в помещениях становится холоднее, чем обычно.

Однако причины поломок радиаторов на первый взгляд определить не так легко:

  • Неправильное подсоединение батареи (сборка секций или монтаж к трубам системы отопления).
  • Резкие перепады давления, повышенная кислотность воды, из-за которой на секциях появляется коррозия.
  • Известковый налет, возникающий в результате использования плохого теплоносителя. Он же становится причиной сильного засора секций.
  • Износ ниппелей и прокладок между отсеками.
  • Неправильно подобранная модель радиатора, несовместимая с системой отопления.

В многоквартирных домах часто проводится плановый осмотр и профилактическое обслуживание отопительного оборудования специалистами (по согласованию с поставщиком коммунальных услуг).

Инструменты для ремонта алюминиевого радиатора своими руками

Ремонтируют радиатор на полу, а промывают в ванне. В первом случае нужно застелить пол полиэтиленовой пленкой или непромокаемой тканью. При промывке, ванну укрывают таким материалом, который защитит поверхность от царапин.

Для прочистки, разборки и ремонта радиатора потребуются инструменты:

  • набор гаечных ключей с разными головками или разводной ключ;
  • ниппельный ключ;
  • молоток с мягкой насадкой;
  • наждачная бумага;
  • для ремонта секций нужна нейтральная смазка;
  • силиконовые прокладки.

Бывает, что в процессе монтажа обнаруживается износ гаек и ниппелей, их покупают по мере необходимости.

Справка. Начинайте ремонт радиатора в будни, когда есть возможность посетить сантехнический или строительный магазин.

Дополнительно подготавливают тазик или другую емкость для сбора грязной воды, которая вытекает из радиатора в процессе очистки.

Демонтаж радиатора отопления

Проверка, очистка и ремонт батареи возможны только после снятия изделия со стены.

Небольшой вес радиаторов из алюминия даже одному человеку позволяет легко, но аккуратно, отсоединить конструкцию от труб и снять с кронштейнов. Но делать это нужно поэтапно:

  1. Останавливают циркуляцию теплоносителя, сбрасывают давление.
  2. Во время отопительного сезона дожидаются полного остывания радиатора. Конструкцию отсоединяют от системы труб, снимая муфты на входе и выходе.
  3. Муфту отодвигают от секции по трубе, батарею снимают с держателей.
  4. Полностью сливают воду, оставшуюся внутри. Конструкцию кладут на подготовленную ткань внешней стороной вверх.
  5. Достают фильтр и промывают водой и мыльным раствором.

Следующим этапом монтажа станет разборка радиатора на составляющие. Важнейший момент — правильное отсоединение ниппеля. При откручивании детали секция, за которую она отвечает, начинает плавно раздвигаться.

Часто производитель указывает направление резьбы — D (правая сторона) или S (левая сторона). Начинать откручивать ее ключом нужно аккуратно и медленно. При слишком сильном и неправильном кручении легко сорвать резьбу не только на ниппеле, но и на самой батарее.

Внимание! Как только ниппель повернется на половину оборота, нужно перейти к гайке с другой стороны секции. Поэтапное ослабление с обеих сторон защитит секцию от срыва и возможных механических повреждений.

После разбора секций нужно снять и промыть металлические прокладки. При сильных повреждениях рекомендуется купить запасные детали. Силиконовые прокладки обязательно меняют после разбора батареи.

Очистка в домашних условиях

Очищают радиатор от скопившейся грязи после окончания сезона отопления.

Профессиональные аппараты для прочистки достать нелегко, да и стоимость у них высокая.

Читать еще:  Как узнать квадратуру стены?

В ванне конструкцию моют так:

  • Использование горячей воды. С одной стороны вливают воду с помощью воронки, либо открутив насадку с душевого шланга. Когда батарея наполнится, ее встряхивают. Если она слишком тяжелая, то конструкцию потихоньку переворачивают. Обе заглушки должны быть открыты, чтобы грязная вода свободно вытекала. Повторить процедуру нужно несколько раз.
  • Использование чистящего средства. Радиатор наполняют раствором из чистящего средства, предварительно установив заглушки. Для процедуры используют лимонную кислоту, разведенную в воде. Оставляют прибор на несколько часов, чтобы чистящая раствор устранил все загрязнения. Если нет лимонной кислоты, используют универсальное чистящее средство, либо жидкости для устранения ржавчины и сильных загрязнений.
  • Финальное промывание. Через 2 — 3 часа по батарее стучат пластиковым или резиновым молотком, чтобы удалить крупные куски ржавчины и другой грязи с внутренних стенок. После этого вымывают чистящее средство до полного устранения его следов (если используется мыльный состав, промывают до исчезновения остатков пены).

При выборе чистящего средства следует помнить, что алюминий «не терпит» щелочных составов, но хорошо реагирует на кислоты.

Что делать при сборке

Собирают радиатор начиная с проверки всех деталей. На этом нужно заострить особое внимание, так как пропуск одного маленького элемента может привести к неисправности всей конструкции.

Фото 1. Процесс сборки алюминиевого радиатора. Для того, чтобы собрать устройство, необходим специальный ключ.

Точный план сборки батареи:

  1. Сначала проверяют состояние всех соединительных элементов. На них не должно быть сколов, трещин и других повреждений.
  2. Перед сборкой ниппель вкручивают и выкручивают несколько раз.
  3. Проверка стыков секций. Если присутствует краска, ее счищают наждачной бумагой со средним зерном.
  4. Приклеенные силиконовые прокладки устраняют острым ножом (их становится видно после снятия краски).
  5. Металлические прокладки промывают мыльным раствором.
  6. Затем надевают ниппель на секцию, но без закручивания. После этого натягивают силиконовые прокладки.
  7. С другой стороны ниппеля присоединяют следующую секцию так, чтобы она плотно прилегала к месту соединения.
  8. Ключом поворачивают ниппель 2 раза. Аналогично прикручивают деталь с другой стороны.
  9. Ниппели дотягивают с помощью рычага, но без лишних усилий, чтобы не повредить резьбу.
  10. Повторяют действия с другими секциями.

Иногда в процессе ремонта обнаруживаются места протечек, которые заклеивают специальным средством.

Борьба с дырками: чем их заклеить

При замене прокладки в некоторых случаях обнаруживаются щели и дырки, которые нужно заделать. Для этого применяют эпоксидный клей. Предварительно место протечки следует очистить от налёта и краски.

Важно! Для очистки трубы изнутри в области повреждения используют металлический трос.

Сверху на область повреждения наносят эпоксидный клей и накладывают тонкую полоску из стеклоткани. Поверх приклеивают второй слой материала. Завершает процедуру установка металлического хомута.

Фото 2. Эпоксидный клей Момент от производителя Henkel. Им можно заклеивать дыры в отопительном радиаторе.

Как отремонтировать при сильных повреждениях

В алюминиевом радиаторе при сильных повреждениях требуется полная замена секции, даже если для ремонта использовались профессиональные приборы и методы:

  • холодная сварка;
  • припой алюминия (для небольших повреждений);
  • аргонная сварка.

Эти способы могут лишь на время отсрочить окончательную поломку изделия, в результате всё равно потребуется полная замена секции.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается о том, как отремонтировать и нарастить алюминиевые радиаторы отопления.

Профессиональная помощь в ремонте батарей

В домашних условиях самостоятельно устраняют только некоторые типы повреждений радиаторов из алюминия — небольшие дырки, загрязнения. Однако при значительных дефектах оборудования или при появлении сомнений в своих силах за помощью лучше обратиться к специалистам.

Ремонт радиаторов отопления: особенности процесса и последовательность действий

Ремонт радиаторов отопления – занятие достаточно неприятное и трудное. К тому же этот процесс дорого стоит, если платить за работу профессионалов. Поэтому во избежание расходов можно сделать его своими руками. Для этого стоит придерживаться последовательности действий, а также иметь в доме необходимые инструменты и материалы.

Классификация батарей

Батарея – это прибор отопления, состоящий из нескольких секций, по которым циркулирует вода или другая жидкость. Они сделаны в виде металлических колонн. Элементы радиаторов соединяются между собой при помощи ниппельной системы. Стыки батарей уплотняются резиновыми прокладками.

Сами они имеют высоту от 35 сантиметров до одного метра. Мощность батарей напрямую зависит от числа секций, а также от того, настолько большая площадь теплоотдачи. Радиаторы отопления могут быть разных видов и сделаны из разных материалов. Это могут быть и медные, и чугунные, и алюминиевые, и латунные, и даже биметаллические батареи.

Для начала необходимо немного подробней рассмотреть радиаторы отопления, чтобы понять, какому материалу отдавать предпочтение.

Батареи из чугуна чаще всего устанавливают в многоквартирных помещениях. Это очень мощные и малогабаритные приборы, которые невосприимчивы к качеству циркулирующей внутри их воды. Они имеют хорошую теплоотдачу. К тому же такой материал не боится коррозии, что делает батареи более долговечными. Так как они имеют огромный вес, чугунные радиаторы очень теплоемки. Но в то же время это качество и усложняет как монтажные работы, так и процесс обслуживания системы отопления.

Есть и некоторые недостатки у таких батарей – это быстрое изнашивание уплотнителей, а также постоянное разрушение ниппелей, что может привести к протеканию радиаторов. В некоторых случаях на стенках внутри батареи образовывается налет, который намного понижает ее теплоотдачу.

Радиаторы отопления, сделанные из алюминия, обладают большой теплоотдачей. Они имеют совсем небольшое пространство для воды внутри. Алюминиевые радиаторы очень удобны, ведь если их установить, то в помещении можно будет регулировать температуру.

Такие радиаторы бывают двух подвидов: экструзионные и литые. В первом варианте каждая секция имеет три компонента, которые соединены между собой герметично. Второй представляет собой цельную литую батарею.

Такие радиаторы достаточно легко поддаются разрушению при любых перепадах давления. Но в то же время это очень легкие конструкции, которые нетрудно установить. В них быстро накапливаются газы, что приводит к завоздушенности системы.

Биметаллические радиаторы состоят из стальных элементов, находящихся внутри самой конструкции. Это дает им возможность выдерживать большое давление. Вода, которая находится в радиаторах, изолирована от алюминия, входящего в состав батареи. Единственным недостатком таких радиаторов является достаточно высокая цена.

Конструкция

Батареи для отопления имеют следующие конструкции: трубчатые, панельные и секционные; это обязательно нужно учесть при ремонте.

Панельные радиаторы делают из двух листов стали. Они состоят из специально сделанных углублений, которые при сваривании превращаются в каналы для циркулирующей горячей воды.

Такие радиаторы имеют небольшой вес. Поверхность каждого радиатора не только дополнительно обезжиривается, но и покрывается слоем эмали. Но такой подвид достаточно быстро подвергается коррозии и поэтому имеет недолгий срок службы.

Секционные радиаторы немного схожи с чугунными батареями. Их отличие заключается в сваривании однотипных соединений, которые очень надежно скрепляются друг с другом. Такие батареи отличаются большой прочностью, однако высокая цена мешает их популярности.

Трубчатые батареи состоят из конструкций, сваривающихся между собой. Работы по отделке стыков существенно уменьшают вероятность протекания радиаторов. Недостаток их состоит в том, что сталь недостаточно толстая. Зато они имеют необычные формы и размеры. Поэтому их можно использовать в интерьерах в разных стилях.

Для того чтобы сделать ремонт батарей отопления, необходимо знать все основные и дополнительные элементы, которые входят в конструкцию. Многие комплектующие зависят от типа батареи, но все основные элементы одинаковые.

К ним относятся:

  1. Каналы или секции, внутри которых находится циркулирующая жидкость.
  2. Кольца разъема, которые служат для закрытия входной трубы, идущей из панелей.
  3. Патрубки для соединения подводных и отводных труб. Они бывают разной формы и разных размеров.
  4. Пластиковый стержень, при помощи которого фиксируются разъемные кольца.
  5. Пробки (заглушки), которые находятся с боку батареи. Служат они для слива воды.
  6. Шаровые краны, а также вентили, установленные для перекрытия воды.
  7. Терморегулятор, служащий для настройки температуры внутри комнаты.
  8. Кран Маевского, который устанавливается для сброса давления в отопительной системе. В некоторых случаях это могут быть автоматические краны, предназначенные для данной функции.
  9. Элементы, соединяющие секции радиаторов. Это могут быть и силиконовые прокладки, и стальные втулки, и другие соединители.
  10. Крепление для батарей.
  11. В комплект некоторых радиаторов может входить насос для лучшей циркуляции.

Типы и признаки поломок

Перед началом ремонта стоит подробней рассмотреть, какие бывают поломки отопительных радиаторов, а также изучить их признаки. Есть такие неисправности, с которыми могут справиться только специалисты. Например, если в радиаторах слышен шум, то причина, скорее всего, заключается в завоздушенности всей системы отопления. В таких случаях без мастера не обойтись. Ведь то, какой радиатор неисправен, можно определить только специальным прибором.

Неправильный выбор и присоединение радиатора

Если соотношение отопительной системы не будет совпадать с техническими характеристиками радиаторов, то они не подойдут друг другу, и подсоединить их будет достаточно проблематично. Так, если взять обычные трубы и к ним подобрать медные переходники, а корпус батарей окажется алюминиевым, то их соприкосновение может спровоцировать коррозию металлов. Поэтому стоит очень тщательно выбирать батареи и правильно их устанавливать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector